«ПЬЕРО» 8 (3532) 75-36-24 Касса

Год театра: спектакль «Женитьба» – это не про женитьбу

 

— Марина, как в юбилейный год Пушкина в репертуаре вашего театра триумфально появился Гоголь?

 На самом деле должен был появиться Пушкин — «Барышня-крестьянка». Мы собирались к 220-летию поэта осуществить постановку с санкт-петербургским режиссёром Павлом Овсянниковым. Но он был очень занят. Тогда к юбилею мы восстановили пушкинского «Руслана и Людмилу». А на деньги, полученные по программе «Культура малой родины», решили поставить «Женитьбу».

«Жениться или не жениться?». Сцена из спектакля

— А почему именно «Женитьбу»?

— Это давняя история. 30 лет назад, незадолго перед уходом из областного театра кукол, мы с Борисычем (Александр Ярилов – художественный руководитель театра «Пьеро». — Н. В.) поставили эту пьесу там. Но история у спектакля была недолгой. Мы ушли, и спектакль сошёл на нет, о чём мы жалели. У Борисыча это была одна из первых пьес, с которой он по-крупному столкнулся как режиссёр. Ещё в институте они делали отрывки по «Женитьбе». И я очень трепетно отношусь к пьесе. Поэтому за эти годы пересмотрела все «Женитьбы», которые появлялись на самых разных сценах, с самыми яркими звёздами — с Игорем Костолевским в театре Маяковского, с Инной Чуриковой в «Ленкоме». Увиденное меня огорчало. Хотелось реабилитировать произведение. На протяжении всех этих лет мы нет-нет да и задумывались: а не поставить ли «Женитьбу»? Да денег таких не было. А тут и деньги появились, и артисты. В общем, звёзды сошлись.

Вот как выглядела Агафья Тихоновна в эскизе

– А что тебя не устраивало в постановках известных российских театров?

 Все они были про женитьбу. А ведь пьеса не об этом. А о том, что судьба даёт тебе то, о чём мечтаешь, а не берёшь. Это о каждом из нас. О нашей нерешительности перед переменами. Наш спектакль – это мечта маленького человека о том, что изменит его жизнь. И если уж совсем откровенно, «Женитьба» – очень тихая, без аффектации история обо мне, человеке, который всю жизнь будет мечтать и видеть цветные сны.

— У вас в спектакле настолько живые куклы, что кажется, будто они меняют выражение лица, мимируют. Но ведь у них нарисованные лица. Или это актёры незаметно меняют кукол?

— Здесь замешан Юрий Норштейн. Сказать, что это мой любимый художник, значит ничего не сказать. Это художник, за которым я хотела бы плыть всю жизнь.

Вот они, эти необыкновенные куклы

Он работает «почеркушками», материализуя образ из множества набросков. Вот и я, работая над этим спектаклем, впервые в жизни отказалась от эскизов. А делала «почеркушки». Как бы создавая персонажей из воздуха. Мне казалось, если я сделаю капитальный эскиз, персонаж будет как бронзовое изваяние. Эта недоговорённость и лёгкость образов дали артистам свободу для импровизации. Потому и нескончаемые аплодисменты в финале, и актёры по несколько раз выходят на поклон. И когда они выходят в чёрных плащах и шляпах, зрители удивляются: где вы набрали двухметровых актёров? А они нормального роста, просто куколки маленькие. Мы старались сделать акцент не на то, что может актёр, а на то, что может кукла.

— Работать с классикой непросто. А уж Гоголь с его своеобразным языком на сцене театра кукол – это, как поют классики рок-музыки, кровь, пот и слёзы…

 Да, сама по себе «Женитьба»  это простая история, но рассказанная для сегодняшнего времени очень непростым языком. Борисыча терзали сомнения: будут ли зрители XXI века слушать текст, написанный в XIX веке, да ещё из уст куклы? И как надолго их хватит? Даже был настроен, что в антракте будут уходить. Ведь первое действие идёт час, что нехарактерно для театра кукол. Но никто не уходит. Зрители слушают текст Гоголя, затаив дыхание. И именно из уст кукол. Ведь кукла — многомерное существо.

А таким художнику представился Подколёсин

— Завершается Год театра, ставший для «Пьеро» богатым на события: гастроли, фестивали, новые постановки. Думаю, лично тебе он запомнится ещё и тем, что в октябре на международном фестивале «Шомбай-fest-2019» в Казани ты получила награду «За лучшую сценографию» в спектакле «Уважаемые граждане!» Михаила Зощенко.

 Действительно, год плодотворный. Мы побывали на международном фестивале «КУКАRТ» в Питере, приняли участие в «Рязанских смотринах» — одном из самых престижных форумов, существующих уже 30 лет. Выступили на международном фестивале театров кукол «Золотое колечко» во Владимире. В отличие от Рязани, где мы частые гости, во Владимире театр «Пьеро» побывал впервые. И очень удачно! Наша постановка «Уважаемые граждане!» была признана лучшим спектаклем фестиваля.

Если говорить о делах «домашних», помимо «Руслана и Людмилы» восстановили любимый и нами, и зрителями спектакль «Варвара Ивановна» по Борису Шергину. Им и закрываем Год театра.

Прямая речь

Андрей Саблин, журналист:

 Своей феерической «Женитьбой» театр кукол «Пьеро» доказал, что Гоголя стоит ворошить. В Гоголе столько акцентов, что только успевай подставлять сцены.
Пожалуй, в этом спектакле, своею плотностью напоминающем триллер, акцент прозвучал самый современный. Стертые, линялые, как бы б/у куклы, крохотные и незаметные нигде, кроме яркой сцены моего любимого театра, какими-то полудвижениями идут нашей любимой дорогой — дорогой наименьшего сопротивления.
Это очень точный приговор нам нынешним — нашей инфантильности, нежеланию двигаться к своей цели, потому что цель — это ответственность, а ответственность — слово ныне полузапрещенное и пустое. Да и многие ли из нас знают ее, эту свою цель?! Многие ли готовы отказаться от услуг настырных свах, толкающих нас в объятия легких решений и простых примеров?! Это спектакль о том, почему вымирает Оренбург, и сказать такое вслух  подвиг. И подвиг отнюдь не кукольный. Нам всем сейчас важнее не результат, а процесс, в котором мы погрязли охотно и азартно.

Читайте также:
Международный фестиваль театров кукол в Оренбурге ... Подробнее
30.01.2020
Папа Карло оренбургского «Пьеро» Подробнее
30.01.2020