«ПЬЕРО» 8 (3532) 75-36-24 Касса

Папа Карло оренбургского «Пьеро»

В фойе театра кукол «Пьеро» работает выставка картин Андрея Кустова, которая называется «Цветы на сцене».

Андрей Юрьевич – человек театра. Но он не срывает апло­дисментов, не получает цветов. Его рабочее место не подмостки, а цех, оборудованный станками и инструментами для столярно- слесарных работ. Будучи худож­ником-конструктором, Андрей создаёт механизмы, позволяю­щие куклам обрести движение.

Он никогда не грезил театром. Окончил профтехучилище по спе­циальности «мастер по ремонту бытовой техники». Устроился на аппаратный завод. Как-то увидел объявление, что театру требуется мастер по изготовлению кукол. Решил подзаработать. Да так и остался в закулисье, пройдя с те­атром за двадцать с лишним лет все трудности и невзгоды кочевой жизни.

Постановкой, ставшей для него дебютной в должности «папы Карло», был спектакль на чемоданах «Как Иван-дурак ца­ревичем стал».

Новую профессию постигал шаг за шагом.

– Я приносила ему книги по механике, – рассказывает глав­ный художник театра Марина Ярилова. – Он полистает и закро­ет. И начинает делать что-то своё. С теплом, с фантазией, с глубоким ощущением природы материала.

За годы работы создана целая галерея кукол самых разных систем и конструкций.

С удовольствием работал над персонажами спектакля по Борису Шергину «Варвара Ива­новна», который был удостоен «Оренбургской лиры».

– Я лепила макеты из пласти­лина, а он делал в материале. И многие вещи мне подсказывал, а я уже за ним подтягивалась, – вспо­минает Марина. – «Варвара Ива­новна» – это завоевание Андрея.

К его завоеваниям можно от­нести и постановку по Михаилу Зощенко «Уважаемые гражда­не!». Она кажется невообразимо лёгкой, сотканной из воздуха.

На самом деле это спектакль-экстрим, работать над которым было очень сложно. В том числе и художнику-конструктору: в каждой из пяти новелл разные системы кукол.

Вот и спектакль «Женитьба» по Николаю Гоголю тоже кажет­ся очень лёгким. И куклы там живут будто бы сами по себе. Но за этим титанический труд. И актёров, и художника-кон­структора. С большим энтузи­азмом Андрей делал не только кукол для «Женитьбы», но и декорации – мебель для гости­ной невесты Агафьи Тихоновны. Нравится ему точить балясины. Он и дома всю мебель изготовил собственными руками. Мастер он знатный. Какие игрушки из дерева вырезает!

Ещё одна ипостась его творче­ства – картины. В детстве посещал изостудию. А спустя годы это про­росло на холстах букетами пре­красных цветов. Его натюрморты необычны, потому что не приду­маны, а навеяны воспоминания­ми детства.

Вот самодельная теле­жка, уставленная разномастной посудой с охапками астр и гла­диолусов, – бидончик, кастрюля, банка. Его бабушка выращивала и продавала цветы, а он помогал ей везти тележку. Картину так и назвал «Бабушкины цветы». А работу, наполненную ароматом душистых ягод, посвятил отцу, который, собирая ягоду, всегда сплетал венок из земляничных стеблей.

Помимо цветов в экспозиции, посвящённой открытию 30-го театрального сезона «Пьеро», присутствуют картины, на ко­торых представлены бродячие театральные и цирковые артисты. Здесь и русский театр Петрушки, и итальянская комедия дель арта. И самый театральный город на свете – Венеция, с её каналами и карнавальными масками. Работы написаны акриловыми красками – яркими, светящимися, создаю­щими праздничное настроение.

– Юрьич – моё всё, – говорит Марина Ярилова. – Ближайший сподвижник, соратник, друг. Он для меня как воздух. Я таких боль­ше не знаю. В других театрах механик – одно из слабых мест. Нужно человека учить много лет. Потом много лет практики. Да ещё не известно, что получится. А он это всё постиг. И до сих пор постигает.

Я абсолютно спокойна с его механикой. Мудрый, глубо­кий человек. Философски ко все­му относится. И невероятно тру­долюбивый. Первый приходит, последний уходит. Вот и в спек­такле по Генриху Сапгиру «Мой друг Слонёнок», над которым сейчас работает театр и где будут использованы куклы-марионетки со сложнейшей механикой, у него огромная нагрузка.

Я рада, что он находит время ещё и писать. Это у него уже вторая персональная выставка. Пиши, Юрьич, пиши!

Наталия Веркашанцева, газета «Оренбуржье», 12.11.2020

Читайте также:
Год театра: спектакль «Женитьба» – это не про ... Подробнее
25.11.2020
«Я ОТВЕЧАЮ ЗА КРАСОТУ» Подробнее
25.11.2020