«ПЬЕРО» 8 (3532) 75-36-24 Касса

Международный фестиваль театров кукол в Оренбурге объединил 13 театров

Международный фестиваль театров кукол в Оренбурге объединил 13 театров

IX Международный фестиваль театров кукол «Оренбургский арбузник». Фото автора

Четыре дня театральные подмостки Оренбурга были захвачены куклами. С 28 сентября по 1 октября в нашем городе длился праздник под названием «Оренбургский арбузник», который с 2001 года собирает театр кукол «Пьеро».

IX Международный фестиваль театров кукол объединил 13 театров – из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Омска, Кургана, Севастополя, Вологды, Рязани, Екатеринбурга, Рыбинска, Перми и, конечно же, Оренбурга.

«Стоп! — скажет внимательный читатель. — А почему же фестиваль международный, если здесь исключительно российские театры?».

Да, в этом году среди участников театрального праздника впервые за много лет нет зарубежных кукольников. Однако три спектакля с афиши поставлены режиссерами из Болгарии, Сербии, Беларуси, что позволяет «Арбузнику» по-прежнему пребывать в статусе международного фестиваля.

Международный фестиваль театров кукол в Оренбурге объединил 13 театров

Дети к празднику готовы

Первыми на сцену вышли хозяева – театр кукол «Пьеро», представивший сказку «Теремок» в постановке художественного руководителя Рязанского театра кукол Валерия Шадского. Яркое музыкальное представление, которое разыграли ведущие актрисы театра Олеся Баранова и Алена Петрова, захватило зрительный зал вопреки убеждению, что нынешних детей ничем не удивишь. Ан нет! Театр сумел удивить, причём не только детвору, но и взрослых, рассказав старую сказку весело и остроумно.

Тонус фестиваля поддержал Московский театр кукол «Апрель», показав моноспектакль «Хвалёнкины валенки» по сказкам Степана Писахова. Представление длилось всего 45 минут, но сколько чудес предстало перед ребятишками за этот театральный «урок»! В ходе диалога с бойкой сказительницей Хвалёнкой маленькие зрители по очереди шептали в валенки тёплые слова, после чего на сцене одна за другой оживали «размороженные» сказки, в которых детвора принимала самое деятельное участие – мотала пряжу, изображала лес и северное сияние.

Международный фестиваль театров кукол в Оренбурге объединил 13 театров

Артисты театра «Пьеро» на старте

Вечер первого дня принёс радость и взрослым зрителям, даровав встречу с театром живых кукол «2+Ку» из Томска. Его режиссера, автора и актера Владимира Захарова называют человеком-театром. И не зря. Он, придя на театральную сцену из кибернетики, 27 лет назад создал свой театр и разработал уникальные технологии изготовления кукол на запястье, которые позволяют передать до мельчайших нюансов личное мироощущение кукловода в образных рассказах-притчах.

Международный фестиваль театров кукол в Оренбурге объединил 13 театров

Постановка «Автостоп», представленная в этот вечер, и есть такой рассказ-притча. Про то как, можно бросить всё и уехать, если у тебя всё идёт не так, как надо. Куда? Да просто туда, где теплее. Но в дороге всякое случается. В том числе и встречи, которые помогут вернуться и что-то исправить. Владимир Захаров придумал этот спектакль для своих учеников. А он научил больше 50 человек по всему миру. Проводил мастер-классы в Италии, Испании, России. Сам автостопом не ездил. А вот ученики часто приезжают к нему автостопом — из Хабаровска, с Байкала. Так что для них это тема знакомая. А если по большому счёту, тема «там хорошо, где нас нет» знакома каждому из нас. Поэтому зал принял происходящее на сцене очень близко к сердцу.

Международный фестиваль театров кукол в Оренбурге объединил 13 театров

Селфи с оренбургским арбузом

Кстати, взрослые зрители в этом году обласканы как никогда. Четыре из 15 спектаклей были адресованы именно нам. Ведь театр кукол — это не только зайчики и ёжики – хотя как их сыграть — это и Достоевский, и Салтыков-Щедрин, и Чехов. Видели, знаем! Поэтому в репертуаре каждого уважающего себя театра кукол есть место и для «взрослой» классики.

Международный фестиваль театров кукол в Оренбурге объединил 13 театров

Вологодский театр кукол – родина Шекспира

Театр «Теремок» из Вологды – не исключение. Он привёз спектакль-фейерверк «Как вам это понравится» по комедии Шекспира, поставленный, кстати, болгарским режиссером Христином Арсеновым. Великолепный актёрский дуэт феерично разыграл историю о человеческих страстях. Откровенно романтически-глуповато, словно помня наставление Пушкина о том, что произведения о любви должны быть глуповаты. Ведь, влюбляясь, человек теряет голову.

Международный фестиваль театров кукол в Оренбурге объединил 13 театров

Узоры на арбузе — карвинг. Этому учат в кулинарном техникуме

Пермский театр «Карабаска», за которым оренбургские зрители трепетно следят, потому что в нём работают наши земляки Андрей Тетюрин и Наталья Красильникова, тоже представил взрослый спектакль-квест, но при этом и для детей, под названием «Прошу разрешения на жизнь». Представление идет в полной темноте, количество зрителей не более 15 человек. Они не сидят, удобно устроившись в креслах, а ходят, наблюдая за лучиком света, который рассказывает историю о войне и о мире, о гармонии и любви.

Жемчужиной фестиваля, по общему признанию, стал показ премьеры нового сезона Оренбургского областного театра кукол «Саломея» по Оскару Уайльду в постановке режиссера из Беларуси Олега Жюгжды. Спектаклем невероятной красоты назвала «Саломею» критик из Санкт-Петербурга Арина Шепелёва, проча ему большое будущее.

«Это совсем иное, что я видела до этого, — подчеркнула она на обсуждении. — И то, что театр на это пошёл, это шаг по пути нового развития».

Международный фестиваль театров кукол в Оренбурге объединил 13 театров

А между спектаклями варили арбузный мёд

И завершился фестиваль спектаклем для взрослых – постановкой «Судьба художника» Санкт-Петербургского театра света и тени «Солнечные часы». С помощью синтеза театра теней и песочной анимации было представлено повествование о творческом пути грузинского художника Нико Пиросмани в сопровождении грузинской фольклорной музыки. Красиво, колоритно, атмосферно.

Досье «ОН»

Международный фестиваль театров кукол «Оренбургский арбузник» впервые прошел в 2001 году. За 17 лет в нём приняли участие более 40 театральных коллективов из 30 городов России, а также 13 зарубежных театров из 12 стран мира (Австрия, Армения, Беларусь, Болгария, Германия, Израиль, Казахстан, Литва, Украина, Финляндия, Франция, Швейцария). Периодичность проведения фестиваля, способствующего укреплению культурных связей, расширению зрительской аудитории, популяризации искусства театра кукол – один раз в два года. Организаторы — администрация Оренбурга, Союз театральных деятелей России и муниципальный театр кукол «Пьеро».

Прямая речь

«Они из хорошей детской…»

Арина Шепелева, театральный критик (Санкт-Петербург):

«Оренбургский арбузник» – очень особенный по доверительности и теплоте фестиваль. Эту теплоту во многом обеспечивает Марина Ярилова, главный художник театра «Пьеро». Здесь все друг друга обнимают, все друг друга любят. Если говорить о фестивальной афише, кто-то представил спектакль лучше, кто-то хуже. А кто-то шедевр. Это давно устоявшаяся форма общения кукольников. Было много спектаклей для взрослых. Правда, разделение театра кукол на взрослый и детский – очень зыбкое. Вот спектакль Московского театра «Апрель» по сказкам Писахова адресован детям, но взрослые тоже считывают своё и радуются по-своему. А сколько бывает детских спектаклей, когда сидит мама с ребёнком и, открыв рот, смотрит какого-нибудь «Колобка»! Ребёнку уже давно наскучило, а мама ещё добирает то, что в своё время не добрала в детстве.

Большая часть постановок — спектакли, в которых заняты один-два артиста. Театр кукол изначально камерный. Он берёт не количеством, а выразительными средствами. И даже если спектакль делается в одиночку, он может вызывать у зрителя массу эмоций. Как, например, моноспектакль Екатеринбургского театра кукол «Почему-потому. Весна» с участием потрясающей актрисы Натальи Гараниной. В театре кукол изначально было небольшое количество народа. Но в Советском Союзе были созданы театральные коллективы, насчитывающие до сотни и более человек. Во время перестройки всё рухнуло, театры лишились дотации. И стали ставить спектакли на два-три человека, которых можно было посадить в машину и отправить куда-то работать. И это было спасение. Так что благодаря несчастью с перестройкой мы вернулись к истокам. Театр кукол начал себя заново осознавать и прекрасно существует в таком формате. И «Оренбургский арбузник» лишний раз это доказал.

Итак, мы двигаемся к десятому, юбилейному «Арбузнику». Единственное, что хотелось бы пожелать, чтобы театру, существующему на копейки, выделяли побольше средств. Будь побольше деньжат, фестиваль мог бы выйти на очень серьёзный уровень. А пока он семейный. Хотелось бы, чтобы город об этом подумал. И сам театр нужно поддерживать. Это очень высокие профессионалы. И самое главное качество семьи Яриловых и команды, которая делает фестиваль, — внутреннее достоинство, которое проявляется на всех уровнях. Всё делается со вкусом, с комфортом для всех, во всём проявляется воспитанность. Они все из хорошей детской, эти люди. Это внутреннее достоинство – решающее качество. Мне кажется, власти не должны этого не понимать.

Источник: http://orenweek.ru/34937/

Читайте также:
«Оренбургский Арбузник». Феномен среди российский ... Подробнее
25.03.2019
Год театра: спектакль «Женитьба» – это не про ... Подробнее
25.03.2019