Оренбургский арбузник - 2016
Кто поймал золотую рыбку? «Оренбургский арбузник» на карте страны.
Газета«Аргументы и факты» (Оренбург) от 28 .09.16г.
Автор текста и фото – Людмила Максимова
На VIII международный фестиваль, посвященный 25-летию городского театра кукол «Пьеро», съехались артисты, художники и критики из городов России и Болгарии.
Только камерные
«Арбузник» — знаковое событие не только в жизни города, но и страны в целом. Среди великого множества фестивалей театров кукол он давно пользуется славой.
— Этот один из способов познакомить наших зрителей сразу с целым срезом современного искусства театров кукол , — рассказывает художественный руководитель «Пьеро» Александр Ярилов. — Нам уже не нужно зазывать на фестиваль, более того приходится отсеивать заявки. Пришло около 30 заявок. Мы рассмотрели и отобрали 10 самых лучших, на сегодняшний день, театров. Первый критерий для выбора — художественность спектакля, новаторство, а также, что очень важно — небольшая команда. К сожалению, мы не можем принимать большие театры на нашей небольшой сцене.
В субботу, 24 сентября оренбургские зрители познакомились на открытии фестиваля со всеми его участниками и гостями. Традиционный участник «Арбузника» Виктор Антонов из Санкт-Петербурга, привез знаменитый, потряса ющий, собственный «Цирк на нитях», с которым объездил весь мир. Во второй раз участвует в оренбургском фестивале Димитар Тодоров из театра «Алладин» города Софии (Болгария). В этом году это единственный гость из зарубежья, по разным причинам не смогли приехать коллективы из Армении и Мексики. Впервые в Оренбурге гости из Ханты-Мансийска, Севастополя и Омска. Все постановки — для детей, за исключением «Елочки» Независимого театрального проекта Георгия Гольдмана из Ставрополя.
С 25-летием театр приехали поздравить коллеги из Санкт-Петербурга, Рязани и Иваново, Самары и Челябинска.
«С большой любовью»
Праздник кукол открылся спектаклем хозяев фестиваля — «Про девочку Аленку и ее гусенка». Это экспериментальный проект оренбургского театра, премьера прошла в 2015 году. Впервые в истории «Пьеро» постановка завязана на одном действии без слов. Кроме того, это возвращение к классике.
— Почему он? На фестивалях хочется показывать что-то необычное. В последнее время модно, когда актеры выходят на сцену вместе с куклами и участвуют в действии. Этот спектакль традиционный. Мы вернулись к чисто кукольному спектаклю. С куклами работать сложней, чем с людьми, — поясняет Ярилов. — В центре незамысловатый сюжет. Где-то в 30-х годах появилась пьеса «Гусенок». Мы собирались взять ее за основу, подготовили куклы, но в последствии передумали и решили не пользоваться уже морально устаревшим текстом и придумали свой. Вернее текста нет, но есть действие, адресованное к детям.
Простой-простой сюжет, но от этого не менее ценный. Он заставил вспомнить зрителей, которым далеко больше трех лет, свои детские переживания, когда один короткий день, начинающийся с распускающего свои лепестки подсолнуха, казался длинным как приключение, а гусенок, ежик и лисичка были лучшими друзьями. И только мамин оклик о том, что пора домой, мог остановить на несколько часов сна это путешествие по детству.
Интереснейшую работу привез Димитар Тодоров из болгарского театра «Алладин» — это «Рыбак и золотая рыбка». Очаровательный сказочник в тельняшке открыл большую книгу, и перед нами предстали бедный старик и его сварливая жена. Куклы и декорация создавали Димитар и его супруга. Диана Тодорова усиливала забавные диалоги Димитара музыкальным оформлением. Все 45 минут хохот в зале практически не смолкал. Раздвигая волны веслами, сказочник покидал сцену на лодке.
— Я ставлю сказки, которые мне нравятся. Эта сказка моя любимая, после «Волшебной лампы Алладина». По-моему, она о жадности. Если у тебя есть море, тебе есть, что покушать, у тебя есть друзья, то тебе не нужно ничего. Но есть такие люди, которые не понимают это. А эта сказка о них, — делится Тодоров. Кажется, что золотую рыбку поймал именно этот счастливый человек, и уж он-то загадал правильное желание. — Я пытаюсь перевести мой текст на русский язык, но это дурость… Ведь пушкинский текст очень красивый, но я не могу его поставить, он очень длинный для сцены- Наверное, я приеду сюда снова, когда у меня будет новый спектакль. Здесь очень хороший коллектив. Все прекрасно. Театр маленький, но сделано здесь все с большой любовью и душой.
Завершился «Оренбургский арбузник» вчера юбилейным вечером театра «Пьеро».
Театр — дом
Арина Шепелева, театральный критик, преподаватель Российского государственного института сценических искусств.
Я в 8-ой раз на фестивале. Здесь творят мои друзья. Здесь очень профессиональная организация. Для того, чтобы сделать фестиваль, нужно иметь команду, которая будет тебе верна. И в этом театре есть такая команда, которая готова вынести на себе эту тяжелейшую махину. Этот камерный фестиваль сродни тем, что получают дотации другого уровня. Мне кажется, он получает столько же, сколько и 16 лет назад, и это беда. Хотелось бы, чтобы городской отдел культуры это осознал. «Пьеро» — значимый театр, который вылизан и обласкан. Это театр — дом.
В стране довольно много фестивалей. Среди них есть конкурсные. «Арбузник» принципиально не конкурсный, и это правильно. При этом здесь есть обсуждение, профессиональная возможность общаться и оценивать друг друга, у каждого есть возможность высказаться и обсудить все проблемы, которые существуют в профессии. Это не тематический фестиваль. Некоторые фестивали вынуждены придумывать темы, к чему их принуждают разные организации. Здесь нет тем, но при этом перед зрителем предстает срез, общая картина того, что происходит в театрах кукол всего мира. Несмотря на то, что это не большой театр кукол и фестиваль очень компактный, «Арбузник» давно на карте страны.
На этом фестивале мы увидели много хороших спектаклей. Открытием стал спектакль театра «Пьеро», который открывал фестиваль, — «Про Аленку и ее гусенка». Пьеса, написанная в 30-е годы, крепкая, избитая. Только ленивый не поставил ее: надоевшие ходы, это пьеса-памятник, пьеса-штамп. И тем не менее они сделали спектакль, в котором есть что смотреть маленькому зрителю. Он считывает только историю про Аленку, которая неправильно пасет гусенка. Здесь есть, что считывать взрослому зрителю и, потрясающий ход, профессионалу. Ярилов собрал все фишки существования пьесы за все 80 лет и поместил в этот спектакль. Те, кто профи, сидят в зале и понимают, это про нас — всех кукольников, которые ставили эту пьесу. Ярилов сделал это с дозированным сарказмом. Какие здесь фишки? Например, Ярилов убрал весь текст из спектакля, и каждого, кто сидит в зале, неожиданно осеняет: да, сегодняшнему зрителю этот старый текст совершенно и не нужен.