О кукольных скелетах и семейном счастье / Ирина Байрамова (Оренбург) Страстной бульвар,10 Выпуск № 1-141/2011
Так сложилось, что именно об этом получился разговор с актрисой Оренбургского муниципального театра кукол «Пьеро» Ириной БАЙРАМОВОЙ после ее бенефисного спектакля.
Начало творческого пути было у Ирины Анатольевны вполне традиционное — за компанию с подружкой пошла в театр, потом настойчиво поступала в театральный институт, мечтая, конечно, стать актрисой, настоящей, драматической. Но на вступительных экзаменах в ЛГИТМиК (ныне Санкт-Петербургская академия театрального искусства) посоветовали поступать на факультет театра кукол.
Что театр кукол существует, я, конечно, знала, но не думала, что актеры специально учатся, чтобы там работать. Первые два года мы учились так же, как и будущие актеры театра драмы. Кукол нам дали на третьем курсе, и было не только трудно начинать работать с ними, что естественно, но и ощущение было неприятное, будто в руках у тебя непонятное голое существо. По сути — это был просто скелет куклы, основа, с которой мы учились обращаться. Потом, уже в первых студенческих спектаклях, у этих кукол появлялись лица и образы, созданные художником. И тут были новые сюрпризы — нафантазировать образ куклы можно было какой угодно, но когда начиналась работа, оказывалось, что не всегда ее возможности соответствовали нашим придумкам.
Постепенно к актрисе приходили и понимание профессии, и навыки работы. С годами изменялось, правда, отношение ко всему происходящему вокруг, к театру, казавшемуся изначально только волшебным миром.
— Были такие наивные детские мечты о встрече со зрителем, об интересной закулисной жизни, ролях, в общем, было все то, что толкает многих к поступлению в театральные вузы. Только потом понимаешь, что ты не просто сам создаешь сказку, а еще и ответствен за то, что создал, — попробуй-ка научи добру или дружбе, это непростой и тонкий труд.
Окончание института было праздником уже семейным, поскольку к концу учебы создалась семья Антоновых-Байрамовых. И молодые дипломированные актеры отправились в Оренбург.
— Можно было остаться и в ленинградском «Театре Сказки», но там большая труппа, а значит, ролей можно было бы ждать очень долго. В Душанбе нас с мужем тоже приглашали, обещая и квартиру, и звания в самое ближайшее время. Но распределили нас в закрытый город, куда мы, правда, так и не доехали. Готовя дипломный спектакль, познакомились с Александром Яриловым. Он и предложил потом ехать в Оренбург.
Возможность и работать, и получить квартиру была очень заманчивой! Нам же как молодой семье хотелось жить самостоятельно, отдельно от родителей… Но устраиваться на новом месте было непросто, и первое время возникало желание уехать обратно, в родной Питер. Когда уже серьезно стали подумывать о возвращении, Ярилов поделился планами о создании своего театра. Режиссер-вдохновитель, верный ему и театру художник и три молодых, жаждущих работать актера — что еще для этого было нужно?.. Оказалось, что очень многое, но мы все это переживали вместе, и так появлялся наш «Пьеро».
Появилась новая работа, но за востребованность и занятость пришлось отчасти заплатить временем, отнятым у семьи.
— Между домом и театром я никогда не разрывалась, а постепенно научилась и совмещать их, а когда родилась вторая дочь, дом плавно перешел в театр, здесь дети и росли. Зато старшая, Станислава, в детском саду всегда выручала воспитательницу: та сажала ее на стул перед всей группой и дочь рассказывала сказки, которые видела в нашем театре. А младшая, Аня, мне сейчас перед спектаклями помогает текст повторять. Со Стасей я много занималась, читала и думала, что она сможет что-то из своих знаний передать и младшей сестре. Но, в конце концов, поняла, что ребенком нужно заниматься в первую очередь родителям, уделять как можно больше времени своему чаду. Вот когда у меня будут внуки, я уже знаю, как их воспитывать.
Театральной мамой Ирина Анатольевна стала и для всех молодых актеров-пьерошников, которым она помогает осваивать профессию.
Вместе с молодыми приходят и новые идеи. Так появился проект «Домашний театр» — спектакли для самых маленьких зрителей, которым едва исполнилось два-три года. Этим малышам еще только предстоит познакомиться с Золушкой или Емелей, а вот про глупого маленького Мышонка они наверняка уже все знают. Вот и выбрали в театре именно это стихотворение Самуила Маршака для постановки.
— Вместе с нашей актрисой Татьяной Глуховой мы начали экспериментировать. Мне-то проще сыграть, чем поставить, а она постоянно выдает новые идеи и, как вечный двигатель, не дает останавливаться — придумываем образы, репетируем, шьем костюмы. Одна сказка уже идет у нас в театре, работаем над второй.
Актрисе исполнилось всего пятьдесят, казалось бы, для кукольницы это совсем не страшно. Но возраст, увы, создает проблемы и в этой профессии.
— Нас учили больше работать за ширмой, чтобы видна была игра куклы, а не актера. Сегодня театр сильно изменился, мы чаще открыты перед зрителем, а значит, что уже не каждому подойдет роль Принцессы или Дюймовочки.
Но этот театр так устроен, что важен здесь все-таки больше голос, которым заговорит кукла. И профессионально владеющий голосом актер наверняка не останется без интересной работы. У Ирины Байрамовой ее несомненно впереди еще немало.
День рождения — это праздник, а не только повод вспомнить, что сделано, и помечтать о будущем. В театре с юбилеем актрису поздравляли маленькие зрители, пришедшие на бенефисный спектакль «Лягушиный король», коллеги и друзья и, конечно, весь коллектив родного театра, придумавший душевный и шутливый праздничный капустник.
Алина Савинова.