В фойе театра кукол «Пьеро» работает выставка картин Андрея Кустова, которая называется «Цветы на сцене».
Андрей Юрьевич – человек театра. Но он не срывает аплодисментов, не получает цветов. Его рабочее место не подмостки, а цех, оборудованный станками и инструментами для столярно- слесарных работ. Будучи художником-конструктором, Андрей создаёт механизмы, позволяющие куклам обрести движение.
Он никогда не грезил театром. Окончил профтехучилище по специальности «мастер по ремонту бытовой техники». Устроился на аппаратный завод. Как-то увидел объявление, что театру требуется мастер по изготовлению кукол. Решил подзаработать. Да так и остался в закулисье, пройдя с театром за двадцать с лишним лет все трудности и невзгоды кочевой жизни.
Постановкой, ставшей для него дебютной в должности «папы Карло», был спектакль на чемоданах «Как Иван-дурак царевичем стал».
Новую профессию постигал шаг за шагом.
– Я приносила ему книги по механике, – рассказывает главный художник театра Марина Ярилова. – Он полистает и закроет. И начинает делать что-то своё. С теплом, с фантазией, с глубоким ощущением природы материала.
За годы работы создана целая галерея кукол самых разных систем и конструкций.
С удовольствием работал над персонажами спектакля по Борису Шергину «Варвара Ивановна», который был удостоен «Оренбургской лиры».
– Я лепила макеты из пластилина, а он делал в материале. И многие вещи мне подсказывал, а я уже за ним подтягивалась, – вспоминает Марина. – «Варвара Ивановна» – это завоевание Андрея.
К его завоеваниям можно отнести и постановку по Михаилу Зощенко «Уважаемые граждане!». Она кажется невообразимо лёгкой, сотканной из воздуха.
На самом деле это спектакль-экстрим, работать над которым было очень сложно. В том числе и художнику-конструктору: в каждой из пяти новелл разные системы кукол.
Вот и спектакль «Женитьба» по Николаю Гоголю тоже кажется очень лёгким. И куклы там живут будто бы сами по себе. Но за этим титанический труд. И актёров, и художника-конструктора. С большим энтузиазмом Андрей делал не только кукол для «Женитьбы», но и декорации – мебель для гостиной невесты Агафьи Тихоновны. Нравится ему точить балясины. Он и дома всю мебель изготовил собственными руками. Мастер он знатный. Какие игрушки из дерева вырезает!
Ещё одна ипостась его творчества – картины. В детстве посещал изостудию. А спустя годы это проросло на холстах букетами прекрасных цветов. Его натюрморты необычны, потому что не придуманы, а навеяны воспоминаниями детства.
Вот самодельная тележка, уставленная разномастной посудой с охапками астр и гладиолусов, – бидончик, кастрюля, банка. Его бабушка выращивала и продавала цветы, а он помогал ей везти тележку. Картину так и назвал «Бабушкины цветы». А работу, наполненную ароматом душистых ягод, посвятил отцу, который, собирая ягоду, всегда сплетал венок из земляничных стеблей.
Помимо цветов в экспозиции, посвящённой открытию 30-го театрального сезона «Пьеро», присутствуют картины, на которых представлены бродячие театральные и цирковые артисты. Здесь и русский театр Петрушки, и итальянская комедия дель арта. И самый театральный город на свете – Венеция, с её каналами и карнавальными масками. Работы написаны акриловыми красками – яркими, светящимися, создающими праздничное настроение.
– Юрьич – моё всё, – говорит Марина Ярилова. – Ближайший сподвижник, соратник, друг. Он для меня как воздух. Я таких больше не знаю. В других театрах механик – одно из слабых мест. Нужно человека учить много лет. Потом много лет практики. Да ещё не известно, что получится. А он это всё постиг. И до сих пор постигает.
Я абсолютно спокойна с его механикой. Мудрый, глубокий человек. Философски ко всему относится. И невероятно трудолюбивый. Первый приходит, последний уходит. Вот и в спектакле по Генриху Сапгиру «Мой друг Слонёнок», над которым сейчас работает театр и где будут использованы куклы-марионетки со сложнейшей механикой, у него огромная нагрузка.
Я рада, что он находит время ещё и писать. Это у него уже вторая персональная выставка. Пиши, Юрьич, пиши!
Наталия Веркашанцева, газета «Оренбуржье», 12.11.2020