О нашей премьере
Своими впечатлениями о премьерном спектакле с нами поделилась искусствовед Фаина Хаялина:
«Уже соскучились по лету? Сочной, яркой, ароматной поляной встретит вас премьерный спектакль оренбургского театра кукол «Пьеро». Все его предшественники в других театрах назывались, как правило, «Как Лиса Медведя обманывала». Здесь же он переименовался в «Лису и Медведя». Что бы это значило? Так будет она его обманывать или нет? Почти всегда. На то она и рыжая. Будет ли обманываться медведь? Почти всегда. На то он и косолапый.
Заслуженный художник РФ Марина Ярилова воплотила на сцене красоту, покой и благоухание природы с крупными бутонами неведомых пока зрителю цветов. Она давно дружит с режиссёром, поставившим эту сказку, заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Ивановичем Бирюковым. Мало того, они дружат театрами. В новом спектакле «Пьеро» мастер из Пензы и наша Марина составили творческий тандем. Так что же они создали вместе?
Вначале истории герои встретились на лесной дорожке. Следом, словно по взмаху волшебной палочки, появились их дома. Они, как выяснилось, оказались соседями. У Лисы был домик № 6, из белого камня, увитый плющом. У Медведя — № 9. Простой такой, основательный дом, под стать хозяину, с гирляндой из чеснока и красного перца. Мишка позаботился о полезных антибактериальных продуктах на зиму. Времена сейчас сами знаете, какие… Не такой он и простак, как казалось. Александр Семёнов, воплощающий эту роль, сделал из лесного жителя уважительного и внимательного героя. Мишка Саши немного заикается, что делает его героя каким-то особенным, чувствительным и даже в чём-то интеллигентным. Стильные кепка в клеточку, джинсовая жилетка эти качества только подчёркивают.
Лиса в исполнении Олеси Барановой гламурна, с «гурманственным» вкусом. Её ажурное платье сродни её лёгкой игре. Лиза — настоящая барышня, как назвал неожиданную соседку Михаил Потапыч. Для неё даже отдых – работа. Актриса придумала личную историю для своей героини. Лиса, как считает Олеся, приехала из другого леса в этот, чтобы провести отпуск и сняла дачный домик. Модные шляпки, дискотека, принятие солнечных ванн… Сомнения нет, она – не местная. Зато он из нашенских. Самая крупная им пойманная рыба звалась «рыбец уральский». Лизонька всю дорогу словно испытывала терпение жителя южноуральских лесов Мишани, проверяя его на пригодность к совместному соседству. А может быть и хозяйству.
Правда, хорошо воспитанные барышни не позволяли себе воровство. А вот наша Лили очень даже и не единожды. Из присвоенных ею рыбок, яблок, блинов, которые ловил, собирал, пёк Медведь, состоит весь сюжетный ряд. Актрисе досталась очень вкусная роль и играла она её «вкусно», задорно. Ах, что это были за яблоки! Их аромат был слышан даже на последних рядах зрительного зала. Ох, что это были за блины! Их по-настоящему, так аппетитно, с высококалорийной сметанкой уплетала рыжая Элизабет. Было понятно, что в дни этого спектакля актрисе брать с собой второй завтрак нет необходимости.
Что это, режиссёрский ход? Да, это почерк, обладателя Национальной премии «Золотая маска» Владимира Бирюкова. Режиссёр построил свой стиль на приоритете натуральности, «настоящности» всех составляющих его спектаклей, начиная с реквизита. Недаром этого мастера сцены зовут сторонником подробного психологического театра. Для этого он вывел на оренбургскую сцену не только кукол, но и самих актёров для живой драматической игры. Его детские спектакли с удовольствием смотрят и взрослые, приговаривая: «это всё из жизни». Возгласы «браво» вылетали с губ молодых мамочек в финале «Лисы и Медведя» как доказательство этому. Ведь только что перед их глазами развернулась настоящая «лавстори».
Но что заставило лесную модницу проникнуться чувством к наивному, но хозяйственному мужичку, то есть, хотела сказать, медведю? Может быть яблоко, упавшее ей случайно на голову? Этот символический плод пробудил в ней то ли совесть, то ли любовь. А возможно потому, что «так вкусно было» и нежность к ней пришла через желудок? А может потому, что противоположности дополняют друг друга и в результате образуют одно целое. Не будем гадать. В сказке, как и вне её, всё может быть.
Главное, свершилось! Лиса Медведя обманывала, обманывала, да и полюбила, протянув яблоко в знак примирения. Что происходит после, взрослые знают… Дети же видели, как Лиса и Медведь вместе музицировали, она – на фортепьяно, он – на гармошке. Они, наконец-то, помирились, подружились и оба радостны. Как олицетворение счастливого финала распустились бутоны больших цветов. Это были подсолнухи. Когда все актёры вышли на поклон, к Олесе и Александру присоединились невидимые ранее Ирина Байрамова и Алексей Николаев. Забыла сказать, что героев в спектакле было больше, чем два. Цыплёнок Гришка, усыновлённый Михаилом Потапычем, и безымянный червячок, боровшийся с Лисой за сладкое яблоко, привнесли свои краски в живописно-театральный букет. На артистках были венки из подсолнухов. А у артистов они красовались на груди. Всё правильно, у женщин должна быть ясная голова, а у мужчин – горячее и благородное сердце. Подсолнухи часто дарят возлюбленным как знак верности и любви. Они будто говорят: «Я последую за тобой, как солнечный цветок следует за солнцем». Ах, вот почему в финале девочки говорят мальчикам: «Руку дай» и безропотно уводят их за собой со сцены.»