Оренбургский арбузник — 2016

Кто поймал золотую рыбку? «Оренбургский арбузник» на карте страны.

Газета«Аргументы и факты» (Оренбург) от 28 .09.16г.
Автор текста и фото – Людмила Максимова


На VIII меж­ду­народ­ный фес­ти­валь, пос­вя­щен­ный 25-ле­тию го­род­ско­го те­ат­ра ку­кол «Пь­еро», съ­еха­лись ар­тисты, ху­дож­ни­ки и кри­тики из го­родов Рос­сии и Бол­га­рии.

Только камерные

«Ар­бузник» — зна­ковое со­бытие не толь­ко в жиз­ни го­рода, но и стра­ны в це­лом. Сре­ди ве­лико­го мно­жес­тва фес­ти­валей те­ат­ров ку­кол он дав­но поль­зу­ет­ся сла­вой.

— Этот один из спо­собов поз­на­комить на­ших зри­телей сра­зу с це­лым сре­зом   сов­ре­мен­но­го ис­кусс­тва те­ат­ров ку­кол , — рас­ска­зыва­ет ху­дожес­твен­ный ру­ково­дитель «Пь­еро» Алек­сандр Яри­лов. —  Нам уже не нуж­но за­зывать на фес­ти­валь, бо­лее то­го при­ходит­ся от­се­ивать за­яв­ки. Приш­ло око­ло 30 за­явок. Мы рас­смот­ре­ли и отоб­ра­ли 10 са­мых луч­ших, на се­год­няшний день, те­ат­ров. Пер­вый кри­терий для вы­бора — ху­дожес­твен­ность спек­такля, но­ваторс­тво, а так­же, что очень важ­но — не­боль­шая ко­ман­да. К со­жале­нию, мы не мо­жем при­нимать боль­шие те­ат­ры на на­шей не­боль­шой сце­не.

В суб­бо­ту, 24 сен­тября орен­бург­ские зри­тели поз­на­коми­лись на от­кры­тии фес­ти­валя со все­ми его учас­тни­ками и гос­тя­ми. Тра­дици­он­ный учас­тник «Ар­бузни­ка» Вик­тор Ан­то­нов из Санкт-Пе­тер­бурга, при­вез зна­мени­тый, пот­ря­са ющий, собс­твен­ный «Цирк на ни­тях», с ко­торым объ­ез­дил весь мир. Во вто­рой раз учас­тву­ет в орен­бург­ском фес­ти­вале Ди­митар То­доров из те­ат­ра «Ал­ла­дин» го­рода Со­фии (Бол­га­рия). В этом го­ду это единс­твен­ный гость из за­рубежья, по раз­ным при­чинам не смог­ли при­ехать кол­лекти­вы из Ар­ме­нии и Мек­си­ки. Впер­вые в Орен­бурге гос­ти из Хан­ты-Ман­сий­ска, Се­вас­то­поля и Ом­ска. Все пос­та­нов­ки — для де­тей, за ис­клю­чени­ем «Елоч­ки» Не­зави­симо­го те­ат­раль­но­го про­ек­та Ге­ор­гия Голь­дма­на из Став­ро­поля.

Александр Борисович Ярилов

С 25-ле­ти­ем те­атр при­еха­ли поз­дра­вить кол­ле­ги из Санкт-Пе­тер­бурга, Ря­зани и Ива­ново, Са­мары и Че­лябин­ска.

«С большой любовью»

Праз­дник ку­кол от­крыл­ся спек­таклем хо­зя­ев  фес­ти­валя — «Про де­воч­ку Ален­ку и ее гу­сен­ка». Это эк­спе­римен­таль­ный про­ект орен­бург­ско­го те­ат­ра, премь­ера прош­ла в 2015 го­ду. Впер­вые в ис­то­рии «Пь­еро» пос­та­нов­ка за­вяза­на на од­ном дей­ствии без слов. Кро­ме то­го, это воз­вра­щение к клас­си­ке.

— По­чему он? На фес­ти­валях хо­чет­ся по­казы­вать что-то не­обыч­ное. В пос­леднее вре­мя мод­но, ког­да ак­те­ры вы­ходят на сце­ну вмес­те с кук­ла­ми и учас­тву­ют в дей­ствии. Этот спек­такль тра­дици­он­ный. Мы вер­ну­лись к чис­то ку­коль­но­му спек­таклю. С кук­ла­ми ра­ботать слож­ней, чем с людь­ми, — по­яс­ня­ет Яри­лов. — В цен­тре не­замыс­ло­ватый сю­жет. Где-то в 30-х го­дах по­яви­лась пь­еса «Гу­сенок». Мы со­бира­лись взять ее за ос­но­ву, под­го­тови­ли кук­лы, но в пос­ледс­твии пе­реду­мали и ре­шили не поль­зо­вать­ся уже мо­раль­но ус­та­рев­шим тек­стом и при­дума­ли свой. Вер­нее тек­ста нет, но есть дей­ствие, ад­ре­сован­ное к де­тям.

Прос­той-прос­той сю­жет, но от это­го не ме­нее цен­ный. Он зас­та­вил вспом­нить зри­телей, ко­торым да­леко боль­ше трех лет, свои дет­ские пе­режи­вания, ког­да один ко­рот­кий день, на­чина­ющий­ся с рас­пуска­юще­го свои ле­пес­тки под­солну­ха, ка­зал­ся длин­ным как прик­лю­чение, а гу­сенок, ежик и ли­сич­ка бы­ли луч­ши­ми друзь­ями. И толь­ко ма­мин ок­лик о том, что по­ра до­мой, мог ос­та­новить на нес­коль­ко ча­сов сна это пу­тешес­твие по детс­тву.

Оренбургский арбузник - 2016

Ин­те­рес­ней­шую  ра­боту при­вез Ди­митар То­доров из бол­гар­ско­го те­ат­ра «Ал­ла­дин» — это «Ры­бак и зо­лотая рыб­ка». Оча­рова­тель­ный ска­зоч­ник в тель­няш­ке от­крыл боль­шую кни­гу, и пе­ред на­ми пред­ста­ли бед­ный ста­рик и его свар­ли­вая же­на. Кук­лы и де­кора­ция соз­да­вали Ди­митар и его суп­ру­га. Ди­ана То­доро­ва уси­лива­ла за­бав­ные ди­ало­ги Ди­мита­ра му­зыкаль­ным офор­мле­ни­ем. Все 45 ми­нут хо­хот в за­ле прак­ти­чес­ки не смол­кал. Раз­дви­гая вол­ны вес­ла­ми, ска­зоч­ник по­кидал сце­ну на лод­ке.

Оренбургский арбузник - 2016

— Я став­лю сказ­ки, ко­торые мне нра­вят­ся. Эта сказ­ка моя лю­бимая, пос­ле «Вол­шебной лам­пы Ал­ла­дина». По-мо­ему, она о жад­ности. Ес­ли у те­бя есть мо­ре, те­бе есть, что по­кушать, у те­бя есть друзья, то те­бе не нуж­но ни­чего. Но есть та­кие лю­ди, ко­торые не по­нима­ют это. А эта сказ­ка о них, — де­лит­ся То­доров. Ка­жет­ся, что зо­лотую рыб­ку пой­мал имен­но этот счас­тли­вый че­ловек, и уж он-то за­гадал пра­виль­ное же­лание. —  Я пы­та­юсь пе­ревес­ти мой текст на рус­ский язык, но это ду­рость… Ведь пуш­кин­ский текст очень кра­сивый, но я не мо­гу его пос­та­вить, он очень длин­ный для сце­ны- На­вер­ное, я при­еду сю­да сно­ва, ког­да у ме­ня бу­дет но­вый спек­такль. Здесь очень хо­роший кол­лектив. Все прек­расно. Те­атр ма­лень­кий, но сде­лано здесь все с боль­шой лю­бовью и ду­шой.

За­вер­шился «Орен­бург­ский ар­бузник» вче­ра юби­лей­ным ве­чером те­ат­ра «Пь­еро».

Театр — дом

Ари­на Ше­пеле­ва, те­ат­раль­ный кри­тик, пре­пода­ватель Рос­сий­ско­го го­сударс­твен­но­го ин­сти­тута сце­ничес­ких ис­кусств.

Я  в 8-ой раз на фес­ти­вале. Здесь тво­рят мои друзья. Здесь очень про­фес­си­ональ­ная ор­га­низа­ция. Для то­го, что­бы сде­лать фес­ти­валь, нуж­но иметь ко­ман­ду, ко­торая бу­дет те­бе вер­на. И в этом те­ат­ре есть та­кая ко­ман­да, ко­торая го­това вы­нес­ти на се­бе эту тя­желей­шую ма­хину. Этот ка­мер­ный фес­ти­валь срод­ни тем, что по­луча­ют до­тации дру­гого уров­ня. Мне ка­жет­ся, он по­луча­ет столь­ко же, сколь­ко и 16 лет на­зад,  и это бе­да. Хо­телось бы, что­бы го­род­ской от­дел куль­ту­ры это осоз­нал. «Пь­еро» — зна­чимый те­атр, ко­торый вы­лизан и об­ласкан. Это те­атр — дом.

В стра­не до­воль­но мно­го фес­ти­валей. Сре­ди них есть кон­кур­сные. «Ар­бузник» прин­ци­пи­аль­но не кон­кур­сный, и это пра­виль­но. При этом здесь есть об­сужде­ние, про­фес­си­ональ­ная воз­можность об­щать­ся и оце­нивать друг дру­га, у каж­до­го есть воз­можность выс­ка­зать­ся и об­су­дить все проб­ле­мы, ко­торые су­щес­тву­ют в про­фес­сии. Это не те­мати­чес­кий фес­ти­валь. Не­кото­рые фес­ти­вали вы­нуж­де­ны при­думы­вать те­мы, к че­му их при­нуж­да­ют раз­ные ор­га­низа­ции. Здесь нет тем, но при этом пе­ред зри­телем пред­ста­ет срез, об­щая кар­ти­на то­го, что про­ис­хо­дит в те­ат­рах ку­кол все­го ми­ра. Нес­мотря на то, что это не боль­шой те­атр ку­кол и фес­ти­валь очень ком­пак­тный,  «Ар­бузник» дав­но на кар­те стра­ны.

На этом фес­ти­вале мы уви­дели мно­го хо­роших спек­таклей. От­кры­ти­ем стал спек­такль те­ат­ра «Пь­еро», ко­торый от­кры­вал фес­ти­валь, — «Про Ален­ку и ее гу­сен­ка». Пь­еса, на­писан­ная в 30-е го­ды, креп­кая, из­би­тая. Толь­ко ле­нивый не пос­та­вил ее: на­до­ев­шие хо­ды, это пь­еса-па­мят­ник, пь­еса-штамп. И тем не ме­нее они сде­лали спек­такль, в ко­тором есть что смот­реть ма­лень­ко­му зри­телю. Он счи­тыва­ет толь­ко ис­то­рию про Ален­ку, ко­торая неп­ра­виль­но па­сет гу­сен­ка. Здесь есть, что счи­тывать взрос­ло­му зри­телю и, пот­ря­са­ющий ход, про­фес­си­она­лу. Яри­лов соб­рал все фиш­ки су­щес­тво­вания пь­есы за все 80 лет и по­мес­тил в этот спек­такль. Те, кто про­фи, си­дят в за­ле и по­нима­ют, это про нас — всех ку­коль­ни­ков, ко­торые ста­вили эту пь­есу. Яри­лов сде­лал это с до­зиро­ван­ным сар­казмом. Ка­кие здесь фиш­ки? Нап­ри­мер, Яри­лов уб­рал весь текст из спек­такля, и каж­до­го, кто си­дит в за­ле, не­ожи­дан­но осе­ня­ет: да, се­год­няшне­му зри­телю этот ста­рый текст со­вер­шенно и не ну­жен.
Поделиться