О кукольных скелетах и семейном счастье / Ирина Байрамова (Оренбург) Страстной бульвар,10 Выпуск № 1-141/2011

О кукольных скелетах и семейном счастье / Ирина Байрамова (Оренбург) Страстной бульвар,10 Выпуск № 1-141/2011Так сло­жилось, что имен­но об этом по­лучил­ся раз­го­вор с ак­три­сой­ Орен­бург­ско­го му­ници­паль­но­го те­ат­ра ку­кол «Пь­еро» Ири­ной БАЙ­РА­МОВОЙ пос­ле ее бе­нефис­но­го спек­такля.

На­чало твор­ческо­го пу­ти бы­ло у Ири­ны Ана­толь­ев­ны впол­не тра­дици­он­ное — за ком­па­нию с под­ружкой пош­ла в те­атр, по­том нас­той­чи­во пос­ту­пала в те­ат­раль­ный ин­сти­тут, меч­тая, ко­неч­но, стать ак­три­сой, нас­то­ящей, дра­мати­чес­кой. Но на всту­питель­ных эк­за­менах в ЛГИТ­МиК (ны­не Санкт-Пе­тер­бург­ская ака­демия те­ат­раль­но­го ис­кусс­тва) по­сове­това­ли пос­ту­пать на фа­куль­тет те­ат­ра ку­кол.

Что те­атр ку­кол су­щес­тву­ет, я, ко­неч­но, зна­ла, но не ду­мала, что ак­те­ры спе­ци­аль­но учат­ся, что­бы там ра­ботать. Пер­вые два го­да мы учи­лись так же, как и бу­дущие ак­те­ры те­ат­ра дра­мы. Ку­кол нам да­ли на треть­ем кур­се, и бы­ло не толь­ко труд­но на­чинать ра­ботать с ни­ми, что ес­тес­твен­но, но и ощу­щение бы­ло неп­ри­ят­ное, буд­то в ру­ках у те­бя не­понят­ное го­лое су­щес­тво. По су­ти — это был прос­то ске­лет кук­лы, ос­но­ва, с ко­торой мы учи­лись об­ра­щать­ся. По­том, уже в пер­вых сту­ден­ческих спек­таклях, у этих ку­кол по­яв­ля­лись ли­ца и об­ра­зы, соз­данные ху­дож­ни­ком.  И тут бы­ли но­вые сюр­при­зы — на­фан­та­зиро­вать об­раз кук­лы мож­но бы­ло ка­кой угод­но, но ког­да на­чина­лась ра­бота, ока­зыва­лось, что не всег­да ее воз­можнос­ти со­от­ветс­тво­вали на­шим при­дум­кам.

Пос­те­пен­но к ак­три­се при­ходи­ли и по­нима­ние про­фес­сии, и на­выки ра­боты. С го­дами из­ме­нялось, прав­да, от­но­шение ко все­му про­ис­хо­дяще­му вок­руг, к те­ат­ру, ка­зав­ше­муся из­на­чаль­но толь­ко вол­шебным ми­ром.

— Бы­ли та­кие на­ив­ные дет­ские меч­ты о встре­че со зри­телем, об ин­те­рес­ной за­кулис­ной жиз­ни, ро­лях, в об­щем, бы­ло все то, что тол­ка­ет мно­гих к пос­тупле­нию в те­ат­раль­ные ву­зы. Толь­ко по­том по­нима­ешь, что ты не прос­то сам соз­да­ешь сказ­ку, а еще и от­ветс­твен за то, что соз­дал, — поп­ро­буй-ка на­учи доб­ру или друж­бе, это неп­ростой и тон­кий труд.

Окон­ча­ние ин­сти­тута бы­ло праз­дни­ком уже се­мей­ным, пос­коль­ку к кон­цу уче­бы соз­да­лась семья Ан­то­новых-Бай­ра­мовых. И мо­лодые дип­ло­миро­ван­ные ак­те­ры от­пра­вились в Орен­бург.

— Мож­но бы­ло ос­тать­ся и в ле­нин­градском «Те­ат­ре Сказ­ки», но там боль­шая труп­па, а зна­чит, ро­лей мож­но бы­ло бы ждать очень дол­го. В Ду­шан­бе нас с му­жем то­же приг­ла­шали, обе­щая и квар­ти­ру, и зва­ния в са­мое бли­жай­шее вре­мя. Но рас­пре­дели­ли нас в зак­ры­тый го­род, ку­да мы, прав­да, так и не до­еха­ли. Го­товя дип­ломный спек­такль, поз­на­коми­лись с Алек­сан­дром Яри­ловым. Он и пред­ло­жил по­том ехать в Орен­бург.

Воз­можность и ра­ботать, и по­лучить квар­ти­ру бы­ла очень за­ман­чи­вой! Нам же как мо­лодой семье хо­телось жить са­мос­то­ятель­но, от­дель­но от ро­дите­лей… Но ус­тра­ивать­ся на но­вом мес­те бы­ло неп­росто, и пер­вое вре­мя воз­ни­кало же­лание у­ехать об­ратно, в род­ной Пи­тер. Ког­да уже серь­ез­но ста­ли по­думы­вать о воз­вра­щении, Яри­лов по­делил­ся пла­нами о соз­да­нии сво­его те­ат­ра. Ре­жис­сер-вдох­но­витель, вер­ный ему и те­ат­ру ху­дож­ник и три мо­лодых, жаж­ду­щих ра­ботать ак­те­ра — что еще для это­го бы­ло нуж­но?.. Ока­залось, что очень мно­гое, но мы все это пе­режи­вали вмес­те, и так по­яв­лялся наш «Пь­еро».

По­яви­лась но­вая ра­бота, но за вос­тре­бован­ность и за­нятость приш­лось от­части зап­ла­тить вре­менем, от­ня­тым у семьи.

— Меж­ду до­мом и те­ат­ром я ни­ког­да не раз­ры­валась, а пос­те­пен­но на­учи­лась и сов­ме­щать их, а ког­да ро­дилась вто­рая дочь, дом плав­но пе­решел в те­атр, здесь де­ти и рос­ли. За­то стар­шая, Ста­нис­ла­ва, в дет­ском са­ду всег­да вы­руча­ла вос­пи­татель­ни­цу: та са­жала ее на стул пе­ред всей груп­пой и дочь рас­ска­зыва­ла сказ­ки, ко­торые ви­дела в на­шем те­ат­ре. А млад­шая, Аня, мне сей­час пе­ред спек­такля­ми по­мога­ет текст пов­то­рять. Со Ста­сей я мно­го за­нима­лась, чи­тала и ду­мала, что она смо­жет что-то из сво­их зна­ний пе­редать и млад­шей сес­тре. Но, в кон­це кон­цов, по­няла, что ре­бен­ком нуж­но за­нимать­ся в пер­вую оче­редь ро­дите­лям, уде­лять как мож­но боль­ше вре­мени сво­ему ча­ду. Вот ког­да у ме­ня бу­дут вну­ки, я уже знаю, как их вос­пи­тывать.

Те­ат­раль­ной ма­мой Ири­на Ана­толь­ев­на ста­ла и для всех мо­лодых ак­те­ров-пь­ерош­ни­ков, ко­торым она по­мога­ет ос­ва­ивать про­фес­сию.

Вмес­те с мо­лоды­ми при­ходят и но­вые идеи. Так по­явил­ся про­ект «До­маш­ний те­атр» — спек­такли для са­мых ма­лень­ких зри­телей, ко­торым ед­ва ис­полни­лось два-три го­да. Этим ма­лышам еще толь­ко пред­сто­ит поз­на­комить­ся с Зо­луш­кой или Еме­лей, а вот про глу­пого ма­лень­ко­го Мы­шон­ка они на­вер­ня­ка уже все зна­ют. Вот и выб­ра­ли в те­ат­ре имен­но это сти­хот­во­рение Са­му­ила Мар­ша­ка для пос­та­нов­ки.

— Вмес­те с на­шей ак­три­сой Тать­яной Глу­ховой мы на­чали эк­спе­римен­ти­ровать. Мне-то про­ще сыг­рать, чем пос­та­вить, а она пос­то­ян­но вы­да­ет но­вые идеи и, как веч­ный дви­гатель, не да­ет ос­та­нав­ли­вать­ся — при­думы­ва­ем об­ра­зы, ре­пети­ру­ем, шь­ем кос­тю­мы. Од­на сказ­ка уже идет у нас в те­ат­ре, ра­бота­ем над вто­рой.

Ак­три­се ис­полни­лось все­го пять­де­сят, ка­залось бы, для ку­коль­ни­цы это сов­сем не страш­но. Но воз­раст, увы, соз­да­ет проб­ле­мы и в этой про­фес­сии.

— Нас учи­ли боль­ше ра­ботать за шир­мой, что­бы вид­на бы­ла иг­ра кук­лы, а не ак­те­ра. Се­год­ня те­атр силь­но из­ме­нил­ся, мы ча­ще от­кры­ты пе­ред зри­телем, а зна­чит, что уже не каж­до­му по­дой­дет роль Прин­цессы или Дюй­мо­воч­ки.

Но этот те­атр так ус­тро­ен, что ва­жен здесь все-та­ки боль­ше го­лос, ко­торым за­гово­рит кук­ла. И про­фес­си­ональ­но вла­де­ющий го­лосом ак­тер на­вер­ня­ка не ос­та­нет­ся без ин­те­рес­ной ра­боты. У Ири­ны Бай­ра­мовой ее не­сом­ненно впе­реди еще не­мало.

День рож­де­ния — это праз­дник, а не толь­ко по­вод вспом­нить, что сде­лано, и по­меч­тать о бу­дущем. В те­ат­ре с юби­ле­ем ак­три­су поз­драв­ля­ли ма­лень­кие зри­тели, при­шед­шие на бе­нефис­ный спек­такль «Ля­гуши­ный ко­роль», кол­ле­ги и друзья и, ко­неч­но, весь кол­лектив род­но­го те­ат­ра, при­думав­ший ду­шев­ный и шут­ли­вый праз­днич­ный ка­пус­тник.

Али­на Са­вино­ва.
Поделиться