г.Оренбург,
пр-т Победы, 133а
75-36-24
  • Ждем встреч с Вами на наших спектаклях!
  • Мойдодыр
  • Маша и Медведь
  • Дюймовочка
  • Приключения на дороге
  • Сказка о страшном драконе
  • Про Аленку
  • Прыгающая принцесса
Главная » Пресса о Театре » Арбузник: нашествие кукол

Арбузник: нашествие кукол

С 24 по 27 сен­тября в Оренбурге состоялся VIII Меж­ду­народ­ный фес­ти­валь театров ку­кол «Орен­бург­ский ар­бузник», посвящённый 25-летию театра кукол «Пьеро».

14 

«Я друзей созову…»

Нашествие на город кукол и арбузов одновременно случается регулярно один раз в два года. Праздник театрального искусства придумал и осуществил 15 лет назад Оренбургский муниципальный театр кукол «Пьеро» к своему десятилетию. Театр, не имевший своей сцены, как раз получил помещение – заброшенный детский клуб «Орлёнок», который своё уже «отлетал». Здание восстановили и решили справить новоселье, позвав друзей-кукольников из разных городов. В качестве угощения закупили тонну арбузов. Зря что ли Оренбуржье считается арбузной столицей России? Эта полосатая ягода и дала название новому фестивалю.

Сегодня «Оренбургский арбузник» — это уже фестиваль с историей. И с высокой репутацией среди кукловодов. Не только российских. За полтора десятилетия на оренбургской сцене выступали театры из Австрии, Великобритании, Болгарии, Германии, Франции, Литвы, Белоруссии, Израиля, Финляндии, Швейцарии. Неудивительно, что попасть в число участников нашего фестиваля многие считают за честь. На нынешний, например, изъявили желание приехать втрое больше коллективов, чем может принять театр. И не сказать, что кукольники изголодались по фестивалям. Фестивальное движение растёт и ширится. Почти параллельно с «Арбузником» прошёл фестиваль в Кирове, следом стартуют мероприятия в Казани, Астрахани, Москве. Как видим, «Оренбургский арбузник» в этом ряду занимает весьма достойное место.

Как только теперь его ни называют – и сладкий, и вкусный. Разумеется, славится он в театральном мире не только арбузами, но и интересной, насыщенной программой. И, конечно, замечательной атмосферой — дружбы, доброты, творчества. К этому располагает и атмосфера самого «Пьеро». Это театр-дом — тёплый, нарядный и уютный. В фойе – картины, в саду – красные розы, белые скамейки с горой подушек, в костюмерной – огромный стол с блюдом красиво нарезанных арбузов и дымящимся чайником. Но главная «комната» в этом доме, конечно, зрительный зал, где происходит таинство общения с искусством.

13

Хорошо, как в лесу!

На нынешний фестиваль приехали театры из Омска, Екатеринбурга, Ульяновска, Москвы, Ставрополя, Гатчины, Санкт-Петербурга, Софии, Ханты-Мансийска, Севастополя. В фестивальной афише – спектакли на любой возраст от 2+ до 16+.

Фестивальный марафон открыли хозяева, показав историю «Про девочку Алёнку и её гусёнка». Александр иМарина Яриловы поставили эту сказку для своего внука. А это всегда высшее мерило. Вспомним Сергея Тимофеевича Аксакова, который посвятил сказку «Аленький цветочек» своей внучке. В спектакле нет ни одного слова, но даже маленьким зрителям (самому младшему, кстати, было два года) всё понимали, судя по всему, и без слов.

Актёры работали с куклами очень подробно, передавая не только малейшее физическое движение, но, кажется, и вибрации «души» своих персонажей. С помощью света создана нежная атмосфера летнего утра на опушке леса. Воздух напоён щебетом птиц, стрекотанием кузнечиков, жужжанием пчёл. И это состояние перетекает в зал. Так и хочется сказать: хорошо, как в лесу! Завораживает и финальная часть спектакля, когда вечереет и Алёнка со своими друзьями — Гусёнком, Ёжиком и Лисой, сидя на пригорке, смотрят на загорающиеся огоньки деревенских избушек вдалеке. Царит атмосфера покоя и гармонии.

Как Колобок Лису перехитрил

Омский театр куклы, актёра, маски «Арлекин» привёз сказку «Колобок». Почти что мюзикл. Потому что каждый персонаж здесь поёт, да ещё и аккомпанирует сам себе на каком-нибудь музыкальном инструменте. Тут и гармошка, и балалайка, и гитара, и бубен, и флейта, и барабан, и шарманка. А главное – Колобок остался жив. Не Лиса его перехитрила, а он её, вернувшись к бабушке и дедушке. Надо сказать, это не единственная сказка на фестивале, где режиссёр, как добрый волшебник, взял да и сочинил вместо грустного финала весёлый. Видимо, театру настолько хочется сделать мир добрее и лучше, что он идёт поперёк классических сюжетов.

Вот и Димитр Тодоров, актёр и режиссёр театра «Аладдин» из Болгарии, тоже пошёл по этому пути. Он привёз в Оренбург постановку «Рыбак и золотая рыбка» по мотивам сказки Пушкина, где сам же сыграл и старика со старухой, и золотую рыбку. Так вот, в финале он жалеет старуху. Чтобы вздорная женщина не горевала всю жизнь об утраченных сдуру возможностях, он заставляет её поверить в то, что это был всего лишь сон. Вроде как дал шанс исправиться. К радости супруга несостоявшаяся владычица морская действительно становится шёлковой. И зрители, и критики оценили изящную придумку художника-постановщика спектакля, в роли которого также выступил Димитр: декорации к спектаклю сделаны в виде книжки с объёмными картинками. Наверняка,  была у вас такая в детстве. У Димитра была. И привезли ему ей из России.

А вот театр имени Кукол из Севастополя пошёл по трудному пути, представив публике спектакль по болгарской сказке «Солнышко и снежные человечки». Он решил поговорить с детьми о том, о чём с ними говорить не принято, – о смерти. Точнее о том, что умирать надо достойно. И пусть речь идёт всего лишь о снежных человечках, но дети, а они не глупее взрослых, всё поняли правильно. И не надо говорить, что ребятишки об этом не думают. Не забуду, как мой четырёхлетний сын спросил однажды: «Если я буду любить вас с папой крепко-крепко, вы не умрёте?». И крепко обнял, уткнувшись в моё плечо…

12

Браво, артист!

Настоящим триумфатором фестиваля стал актёр, режиссёр и художник в одном лице, лауреат высшей театральной премии России «Золотая маска», кукольник из Санкт-Петербурга Виктор Антонов. Он показал уникальное кукольное шоу «Цирк на нитях», которое принимают громом оваций по всему миру.

Рассказать про это невозможно. Но попробую. Когда вы видите в цирке работающую под куполом гимнастку, которая отцепляет руки от стремительно вращающегося обруча, а потом снова хватается за него, это вызывает восхищение и страх. Вдруг сорвётся. А когда вы видите, как это делает кукла, испытываете восхищение, смешанное с безграничным любопытством. Как такое может делать кукла? Или вот выходит на арену силач и пытается поднять штангу. А она не очень-то поддаётся. И у силача краснеет лицо от натуги.

17

Но поразить публику для Виктора Антонова не самоцель. У него задача – показать настоящее цирковое представление. И ему это удаётся на все сто процентов. Его факиры, акробаты, гимнасты работают на кураже, который бывает у настоящих цирковых артистов. Овации и крики «браво» были наградой автору «Цирка на нитях». После спектакля у сцены сгрудились не только дети, чтобы посмотреть на кукол, которые Виктор Антонов, кстати, изготовил сам, но и коллеги. Одни пытались разгадать конструкцию кукол, другие просто хотели сфотографироваться со звёздами «Цирка на нитях». И в эти минуты маститые кукольники сами были похожи на детей, поверивших в чудо.

15

И, конечно, арбузы

Помимо спектаклей, о которых мы рассказали, зрители увидели постановку «Аис­тёнок и Пу­гало» областного театра кукол, представление Московского областного театра кукол «Сказки из разных карманов», историю про Рыжую Пеппи-длинный чулок Гатчинского театра-студии «За углом», сказку «Спящая красавица», поставленную театром из Ханты-Мансийска. Добавьте сюда «Волшебный колодец» и «Разноцветные сказки», представленные ульяновскими артистами и кукольниками из Екатеринбурга. Это всё для детей. Но и взрослых ожидал сюрприз – спектакль «Ёлочка», который сыграл актёр, режиссёр, бард, автор эпиграмм, главный режиссёр Ставропольского театра кукол Григорий Гольдман.

Спектакли смотрели не только зрители, но и критики. И, конечно, высказывали своё мнение на обсуждениях, с которых начинался каждый новый фестивальный день. Ну и, конечно, арбузы. Они в этом году выдались на особицу.

%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d1%88%d0%b5%d0%bf%d0%b5%d0%bb%d1%91%d0%b2%d0%b0

Арина Шепелёва, театральный критик (г. Санкт-Петербург):

— Фестиваль – это такая машина, которая не каждому театру доступна. Для того чтобы его провести, нужны люди, которые готовы работать целые сутки и ничего за это не иметь, кроме проблем. В «Пьеро» такие люди есть. С каждым годом фестиваль становится всё лучше и лучше. Команда работает слаженно, чётко зная, что нужно. Это, конечно, многое значит. В первых фестивалях, а я была на всех восьми, была некоторая робость. Сейчас всё идёт по накатанному сценарию. В этом году появилась новая площадка – малая сцена драматического театра. Мы никогда не смотрели спектакли в драме. Кукольные артисты её хорошо освоили. И для зрителя это было интересно. Не отказывается этот театр от обсуждений, что ценно, потому что обсуждения есть не везде. Кому-то они не сильно нужны, а для каких-то коллективов это важно – слышать мнение критиков.

Мне на фестивале задали сакраментальный вопрос: в каком направлении движется театр кукол как таковой? Думаю, это будет ясно лет через десять. Но могу сказать, что сейчас очень модны моноспектакли. Они всегда были актуальны. Но сейчас особенно. Вдруг по-особенному начинает работать перчаточная кукла. Хотя это, кажется, такой уж архаизм… В общем, театр кукол движется в каком-то хорошем направлении. То, что не стоит на месте, это точно. В ходу самые разные жанры, виды кукол – такой правильный микс. И каждый зритель может выбрать что-то своё.

16 

Делай, что должно

Несколько вопросов Валерию Шацкому, режиссёру, члену Совета Международного Союза деятелей театра кукол (UNIMA):

— Валерий Николаевич, вы не первый год приезжаете на «Оренбургский арбузник». Что-то меняется?

— Меняется театральная атмосфера, меняется зритель. С каждым годом мы всем своим театральным существом ощущаем, насколько молодеет наш зритель. Когда-то Сергей Владимирович Образцов говорил о том, что театр кукол можно посещать детям с пяти лет. Потом этот канон сдвинули до трёх. А теперь в зале можно увидеть и двухлетних малышей. Если раньше детей приводили на спектакли, то теперь уже и приносят. Поэтому задача — делать спектакли, которые были бы понятны самым маленьким зрителям. Неслучайно во многих театрах открываются бэби-залы. На мой взгляд, нынешний фестиваль в какой-то степени отражает эти тенденции. Здесь много спектаклей в малом объёме и малом пространстве. Для меня интересен подход разных театров к этой проблеме. На открытии мы смотрели спектакль «Пьеро». В основу взята знакомая до банальности пьеса «Гусёнок», которая идёт во всех театрах страны на протяжении десятилетий. От неё уже оскомина появилась. Она была бестселлером театра Образцова. Это сказка, которая давала возможность общаться со зрительным залом, разрушая рамки канонов. Но сейчас интерактив уже настолько надоел, что хочется противоположности. Хочется заглянуть в себя. «Гусёнок», которого мы увидели, даёт такую возможность. В нём нет никакого интерактива, а есть познание мира и выстраивание добрых человеческих взаимоотношений между маленькими симпатичными зверушками. И другой подход в «Солнышко и снежные человечки», где театр пытается решить проблемы жизни и смерти, показывая зрителю необратимость природных процессов. Философский подход и куклы? Да! Ведь театр кукол – это театр мудрецов и детей. Мудрецы пытаются осмыслить мир с высоты собственного опыта и знаний, а дети пытаются понять и познать его снизу. Фестиваль отразил эту тенденцию.

— Что можете сказать по поводу 25-летия «Пьеро»?

— Четверть века – это же замечательно! Александр Ярилов — мой ученик. Когда-то я уговорил его, студента лесотехнической академии, стать артистом и взял к себе в Архангельский театр кукол. А когда он поработал у нас артистом, а я уже покидал театр, я ему сказал, что гораздо большего успеха он достигнет, будучи организатором театра, режиссёром. Мне очень приятно, что именно так и произошло. Авторитет, который у него сложился в театральном мире, довольно высок. И театр у него, хоть и маленький, но замечательный. Как хорошее ювелирное изделие. Чем меньше, тем тоньше и ценнее. У них с Мариной великолепный тандем. И дай бог, чтобы они и дальше держались на таком же высоком уровне. Несмотря на потери, которые происходят в театре, он развивается, растёт — изнутри, духовно.

— В стране экономический кризис. Как это отражается на жизнедеятельности театров кукол?

— Кукольники никогда не были особенно любимы властями. В своё время их хоронили за территорией кладбища. Им запрещали даже говорить, потому что они критиковали власть. Но история развивается очень прихотливо. ВотЦезарь запретил кукольникам говорить, а премьера спектакля «Цезарь» по пьесе Шекспира состоялась в кукольном театре, а не сцене театра «Глобус». Ирония судьбы есть. А вот прямой зависимости между развитием театра и экономическим состоянием государства нет. Хотя отношение к театру, конечно, в последнее время достаточно сложное. Россия — федеративное государство, но во многих регионах, как раньше в княжествах, закон, который вроде един, понимают по-разному. Отсюда возникают некие трудности из-за трактовки определённых документов. Но несмотря на это, все творческие люди живут по закону: делай, что должно и будь, что будет. Ведь искусство без искренности невозможно. Поэтому художник должен быть искренним. Но художнику надо помогать. Хотя бы не ставить палки в колёса. И это главное. Ну а российский театр очень интересно развивается. Пришло много молодых, толковых режиссёров, которые по-своему очень любят этот кукольный мир и используют все средства прогресса в своих спектаклях. Я лично считаю, что театр кукол переживает подъём, несмотря на кризис.

11

 

 Наталия Веркашанцева, г.Оренбург, 2016 г.