г.Оренбург,
пр-т Победы, 133а
75-36-24
  • Мойдодыр
  • Приключения на дороге
  • Про Аленку
  • Теремок
Главная » Новости » «ПЬЕРО» УЛЫБАЕТСЯ. ГАЗЕТА «ВЕЧЕРНИЙ ОРЕНБУРГ»

«ПЬЕРО» УЛЫБАЕТСЯ. ГАЗЕТА «ВЕЧЕРНИЙ ОРЕНБУРГ»

Елена Савельева

Муниципальный театр «Пьеро» уже почти три десятка лет как магнит притягивает к себе всех, кто неравнодушен к искусству, которое говорит на языке кукол. Здесь всегда рады гостям. Каждый спектакль – это открытие, а зрители и артисты – единомышленники, заряжающие друг друга особой энергетикой. Директор и художественный руководитель театра Александр Ярилов в этом году отмечает свой юбилей. О том, что происходит за кулисами и чем порадует сцена, он поделился с читателями «Вечернего Оренбурга».

Атмосфера 
– Театр «Пьеро» пользуется популярностью. У Вас царит особая атмосфера. Здесь всё как-то по-домашнему, уютно.
– Мы работаем на это сознательно. Наш репертуар в основном рассчитан на детей, и мы стараемся, чтобы особенно от первого посещения у маленького зрителя появилось ощущение настоящего праздника и радости. Публику встречают аниматоры. Дети могут порисовать, есть карандаши. Это всё для того, чтобы ещё до спектакля наши гости погрузились в хорошую, приятную атмосферу. Мы уже привыкли к тому, что проблема не в том, как привести ребёнка сюда, а как его увести. Не хотят уходить – в слёзы: «Хочу остаться здесь!».
У нас появился музей. Пусть небольшой, но он тоже привлекает посетителей. Наши актрисы рассказывают об истории нашего театра, и людям это интересно, они задают вопросы. Можно сфотографироваться с куклами, реквизитом. 
– Вернёмся к истории. Как создавался театр? Чья это была идея?
– Создавался театр в далёкие 90-е. Мы приехали в Оренбург после окончания Ленинградского института театра, музыки и кино в 1986 году – я, моя супруга Марина и два актёра. Сначала поставили спектакль в областном театре кукол. Тогда городом руководил Геннадий Павлович Донковцев. Он был на сдаче. Были такие смотрины. И он оценил нас: «Приезжайте, в течение трёх месяцев дадим трёхкомнатную квартиру в новом доме». Это тоже повлияло на наш выбор.
Такого рода деятельности специалистов институт выпускал не много. Один курс набирался раз в два года. Нас было всего семь человек, двое иностранцев. Мы осели в Оренбурге, отработали в областном театре пять лет. Это было хорошее время. Начали тогда выпускать взрослые спектакли, ездить за границу. Шутили, что в России только два выездных театра – образцовский и оренбургский. Возили наши постановки во Францию, Польшу, Югославию, Южную Америку, Перу, колесили по миру, были востребованы.
Поездили, посмотрели западные театры. Время финансово сложное, конец 80-х. Во Франции меня удивило – театр состоял всего из пяти человек. Когда у меня спросили: «А сколько у вас?», я ответил: «Девяносто». Мне тогда попеняли: «Ты плохо ещё знаешь французский. Может быть, девять?.. Какая у вас богатая страна!».
Тогда по лекалу образцовского начали создавать театры повсеместно. И мне хотелось попробовать создать свой, мобильный. Театральный мир достаточно тесен. Звали нас и в Пермь, где мы поставили спектакль, в Тверь, Ярославль. И всё-таки Оренбург нас никак не отпускал. Это судьба. Встретились с Владимиром Ивановичем Иванченко, он тогда был председателем Дзержинского райисполкома. Предложил нам небольшие площади. «Давайте сделаем свой театр», – сказал Владимир Иванович. Вряд ли он понимал тогда, во что ввязывается.
Мы согласились, нам выделили квартиру на проспекте Дзержинского. Там у нас в одной комнатке была мастерская, в другой – бухгалтерия и ещё в одной – маленький репетиционный зал. Ездили по детским садам. Сделали первый спектакль «Елена Премудрая» по пьесе Бартенева, поехали с ним на гастроли в Самару. Нас стали приглашать в разные города по России и за рубеж. Здесь меньше работали. Началась большая гастрольная деятельность. Всё за свой счёт: заработаем деньги – едем в Питер, Москву, Нижний Новгород. 

Для уважаемых граждан
– И ещё о репертуаре. Многие театры ставят уже избитые классические произведения. И у вас они тоже есть. А как относитесь к современным авторам? 
– Всё очень по-разному. Репертуар создаётся всплесками. В советское время существовала такая лаборатория драматургов от Министерства культуры России. Два раза в год в разных городах собирались авторы и кукольники. Мы всегда ездили. И эта лаборатория открывала для нас лучших драматургов. С Людмилой Улицкой познакомились именно там. Андрюша Усачёв, Миша Бартенев – это люди, которые писали очень талантливо. Авторы читали зарисовки пьес или готовые вещи. Был подъём драматургии. Потом всё перевели на договорную основу, и лаборатории для кукольников не стало.
В выборе репертуара у меня лично по-разному. Можно поставить хороший спектакль, но на него не будут ходить из-за названия. В этом году  к нам приедет  ставить спектакль Валерий Шадский , художественный руководитель Рязанского театра кукол. Это будет «Теремок». Знаю, что публика придёт. «Три поросёнка» – в любое время у нас полные залы. Потому что название на слуху, ну и игра актёров, конечно. Это сказка для самых малюсеньких, в ней много хорошей энергетики.
– Вам удаются и спектакли для взрослых – «Варвара Ивановна», «Уважаемые граждане». Их немного, но все они очень достойные и яркие. Что собираетесь предложить публике постарше? 
– За всю историю театра мы поставили всего три взрослых спектакля. Один – «Ночь ужасов» – пришлось списать. С нами работали актёры из драматического театра им. Горького Сергей Кунин и Сергей Тыщенко. Отличные ребята, но возникли сложности ввиду напряжённости их рабочего графика – то один занят, то другой. Сложно было найти вечер, когда все были свободны.
Сейчас у нас два полноценных спектакля. Это моя постановка «Варвара Ивановна». К сожалению, три года назад умер наш ведущий актёр – заслуженный артист России Андрей Антонов, не дожив до 50 лет, потом мы нашли Платона Селивановского. Последний раз этот спектакль мы показывали в Москве в этом году на «Образцовфесте». 
Ещё один спектакль «Уважаемые граждане» по пьесе Михаила Зощенко питерского режиссёра Светланы Дорожко. Тоже довольно востребованный спектакль с успехом идёт уже два года, где бы мы его ни показывали.
Вообще, для взрослых прошлой весной мы придумали отдельную программу. Это театрально-джазовые вечера, в которые входят часовые спектакли, а перед просмотром в затемнённом фойе зажигаются разноцветные прожектора и звучит замечательная живая музыка в исполнении «Джазпрома» Вити Расовского, достаточно профессионального коллектива. Работает буфет. Вечер после спектакля не заканчивается. Потом можно просто пообщаться. Никто не расходится раньше времени. 
– У Вас уже сложившийся коллектив. Все заняты и довольны своей работой? 
– В коллективе 30 человек со всеми сторожами, вахтёрами. У нас никогда не было текучки. Люди, попадая сюда, не уходят. Все уже привыкли друг к другу. При этом, я считаю, театр должен обновляться, пополняться молодыми. Без этого нет жизни.
– И всё-таки основа театра – это те, кто был рядом в момент его создания. Ваша правая рука – жена Марина, художник, без которого невозможно представить ни один спектакль. Вы единомышленники во всём?
– Мы поженились ещё в Питере и ребёнка там родили. Приехали в Оренбург уже готовой семьей. Марина поступала на год раньше меня. И выпускалась раньше. Когда у меня началась режиссёрская практика, мы поехали в Могилёв, поставили «Кошкин дом». Это был мой дипломный спектакль. И он действительно получился. Мы единомышленники.
– Вы всегда вместе – 24 часа в сутки. Вы счастливы?
– С одной стороны, это нелегко, что мы круглые сутки вместе, а с другой – хорошо. Честно, не кокетничая. Мы в браке 35 лет. Иногда бывает тяжело. Знаете, я порой так завидую людям, у которых рабочий день заканчивается ровно в 18.00, они выключают компьютер, и тут начинается личная жизнь. А у нас как? Мы выходим из театра, садимся в машину и опять про работу: надо сделать это, другое и как можно лучше, интереснее, и так до позднего вечера – нескончаемые разговоры. 
– «Пьеро» – 27 лет. Что бы там ни было, настоящий театр всегда держался на талантливых и выносливых энтузиастах. В этом году Вы стали обладателем престижной премии «Оренбургская лира». Это хороший знак в Ваш юбилейный год. Поздравляем и желаем процветания. Пусть «Пьеро» улыбается!
– Спасибо. Огромная благодарность нашей любимой публике, которую мы всегда ждём в нашем театре.